олимпиада школьников школьный этап 2025

7 октября 2025 Олимпиада по биологии 8 класс ответы и задания школьного этапа 2025

Ответы и авторские решения на все задания для 8 класса олимпиада по биологии 7 октября 2025 школьный этап ВСОШ официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы всего в олимпиаде 30 заданий от Академии сова приступить к решению не позднее 19:30 7 октября 2025 года.

→ Получить все ответы и задания

Олимпиада по биологии 8 класс школьный этап 2025

1. На изображении показана схема экспериментальной установки. В ходе исследования учёные обнаружили, что при неравномерном распределении некоторого фактора среды между поверхностным и придонным слоями воды рыбы предпочитают оставаться в придонном слое. В ходе эксперимента аквариум содержался в тёмной комнате, при постоянной температуре воздуха и вода в нём не перемешивалась. Какой фактор мог быть причиной описанного выше поведения рыб?

освещённость
давление
температура воды
концентрация растворённых веществ

Ответ: концентрация растворённых веществ

2. На картинке изображён современный биотехнологический метод, использующийся в лабораториях птицефабрик. В пункте 44 на изображении в яйцеклетку птицы вводят генетическую конструкцию, то есть производят генетическую модификацию генома курицы. Выберите, для какой цели его применяют.

выведение породы кур − продуцентов полезных белков
метод лечения больных цыплят после вылупления
стимуляция роста мышц у бройлеров
способ искусственного оплодотворения яиц

Ответ: выведение породы кур − продуцентов полезных белков

3. Лишайники в качестве фотобионта могут содержать
красные водоросли
бурые водоросли
цианобактерии (синезеленые водоросли)
харовые водоросли

Ответ: цианобактерии

4. Бактерии по строению клеточной стенки делятся на две большие группы: грамположительные и грамотрицательные. У грамположительных бактерий клеточная стенка состоит из толстого слоя пептидогликана (муреина), а у грамотрицательных в состав клеточной стенки входит не только тонкий слой пептидогликана, но и дополнительная наружная мембрана. Этих бактерий легко различить при помощи окраски  по Граму: грамположительные бактерии окрасятся в фиолетовый цвет, а грамотрицательные — в розовый. Также известно, что среди бактерий к спорообразованию способны только лишь грамположительные бактерии. Посмотрите на фотографию бактерии, окрашенной по Граму, и выберите верное утверждение о ней.

можно однозначно судить, что эта бактерия не способна к спорообразованию
на её клеточной мембране лежит толстый слой пептидогликана
хранит хромосомы в ядре
обладает двумя клеточными мембранами

Ответ: можно однозначно судить, что эта бактерия не способна к спорообразованию

5. У цветковых растений перекрёстное опыление встречается часто. Такой способ выгоден, так как он увеличивает разнообразие потомства. Но у многих растений пыльца и рыльце находятся в одном цветке. Это создаёт риск самоопыления, когда пыльца попадает на тот же пестик. Чтобы этого избежать, в ходе эволюции растения выработали особые механизмы. Какой из перечисленных механизмов НЕ является способом избежать самоопыления? тычинки и пестик находятся в разных частях цветка раздельнополые цветки: на одном цветке только тычинки, на другом − только пестик лепестки имеют яркую окраску, чтобы насекомые опылили их быстрее, чем произойдёт самоопыление тычинки и пестики созревают в разное время

Ответ: лепестки имеют яркую окраску

6. В августовском лесу можно собрать плоды лунника многолетнего (Lunaria rediviva). В сухом состоянии плод распадается на три хрупкие части — две створки и перегородку между ними. Семена крепятся к перегородке. С одного конца перегородки находится плодоножка, а с другого — остаток пестика. На фотографии показан плод лунника и подписаны его части. Рассмотрите фотографию и выберите верную характеристику плода.

Этот плод относится к стручкам.
тот плод сформирован цветком с нижней завязью.
В образовании этого плода принимал участие пестик с несколькими столбиками.
Его семена распространяются с помощью муравьёв, мирмекохорией.

Ответ: в образовании этого плода принимал участие пестик с несколькими столбиками.

7. На фотографии показан фрагмент стебля с плодами подорожника большого (Plantago majus). Какой тип соцветия характерен для этого растения?

щиток
метёлка
кисть
колос

Ответ: колос

8. В качестве приправ в кулинарии могут использоваться разные части растений: и семена, и листья, и плоды. Среди перечисленных растений выберите то, у которого приправой служит кора.
Коричник (Cinnamomum)
ваниль (Vanilla)
шафран (Crocus)
имбирь (Zingiber)

Ответ: коричник

9. Венерина мухоловка (Dionaea muscipula) − растение, в природе растущее в заболоченных местах восточного побережья США. Известно, что бедные болотные почвы содержат мало азота − необходимого растениям элемента питания. Мухоловка изящно решила проблему нехватки азота и научилась ловить и «поедать» различных насекомых, в которых азота предостаточно. Видоизменением какого органа является ловчий аппарат мухоловки?

побега
листа
цветка
соцветия

Ответ: листа

10. Какой группе растений могут принадлежать описанные признаки?

лилейные
хвойные
однодольные
двудольные

Ответ: двудольные

11. Жвачные животные обладают специализированной пищеварительной системой для расщепления растительной пищи. Ключевая особенность этой системы − сложный многокамерный желудок, изображённый на картинке. Переваривание пищи в основном осуществляется микрофлорой одного из отделов желудка, которая содержит плотные популяции нескольких видов бактерий, архей, простейших, иногда дрожжей и других грибов. Рассмотрите картинку и выберите, в какой отдел желудка пища попадает после проглатывания из ротовой полости.

рубец
книжка
сычуг
сетка

Ответ: рубец

12. Использование «краденого» оружия − распространённая тактика защиты животных: такие беспозвоночные, как голожаберные моллюски, плоские черви и гребневики, поедают стрекающих (актиний, гидр) и используют их стрекательные капсулы для собственной защиты. Спинная сторона тела голожаберных моллюсков несёт многочисленные выросты, которые называются цератами (cerata). Внутрь церат заходят полые выросты пищеварительной системы, на вершинах которых как раз и находятся захваченные моллюском стрекательные капсулы. На картинке изображён голожаберный моллюск Coryphella trophina. Известно, что гидроидные полипы не входят в рацион этого вида голожаберников. Выберите, каким способом этот моллюск получает стрекательные капсулы.

C. trophina «собирает» стрекательные капсулы, выпущенные в воду актиниями для защиты, и включает их в свои выросты.
C. trophina питается другими голожаберными моллюсками и ворует стрекательные капсулы у них.
C. trophina перенёс в свой геном гены синтеза стрекательных капсул и поэтому не нуждается в поедании стрекающих.
C. trophina получает стрекательные капсулы при спаривании, поэтому незрелые особи лишены этого средства защиты.

Ответ: C. trophina питается другими голожаберными моллюсками и ворует стрекательные капсулы у них.

13. Для представителей класса головоногих моллюсков характерна тенденция к редукции раковины. Выберите представителя этой группы, характеризующегося наибольшей степенью редукции раковины.
обыкновенный кальмар
обыкновенный наутилус
лекарственная каракатица
кольчатый осьминог

→ Посмотреть ответ

14. Многие растения северных регионов характеризуются маленькими узкими листовыми пластинками. Такое изменение морфологии органа может служить приспособлением к:
защите от растительноядных жителей тундры
фотопротекции в условиях полярного дня и высокой освещённости
увеличению морозостойкости за счёт повышения концентрации веществ, препятствующих кристаллизации воды
снижению транспирации в условиях низкой влажности холодного воздуха

→ Посмотреть ответ

15. В умеренной климатической зоне нашей страны можно встретить необычного печёночника из рода Blasia. Среди характерных признаков этого организма — наличие сине-зелёных сферических образований, обозначенных на рисунке красными стрелками. Предположите, в каких биотопах можно встретить этого печёночника?

бедные азотом сухие участки почвы
влажные участки почвы, обеднённые азотом
богатые азотом влажные местообитания
нарушенные местообитания, обогащённые азотом

→ Посмотреть ответ

16. Учащиеся исследовали влияние различных факторов на рост и развитие кукурузы. Они проводили следующий эксперимент: три одинаковых растения обрабатывали в течение месяца в разных условиях. Растение 1: ежедневное опрыскивание для блеска листьев. Растение 2: периодическая обработка воздухом с повышенным содержанием озона (03). Растение 3: периодическая обработка воздухом с повышенным содержанием углекислого газа (СО2). Контрольное растение росло в обычных условиях. Какие выводы о результатах эксперимента являются верными?

Растение 3, обработанное углекислым газом, должно расти активнее всего, потому что СО2 ключевой компонент фотосинтеза. Обработка озоном могла вызвать появление светлых пятен на листьях растения 2, так как озон токсичен и повреждает клетки. Опрыскивание аэрозолем растения 1, вероятно, усилило фотосинтез, так как блестящие листья лучше поглощают свет. Если сравнить количество пузырьков газа, выделяемых подводными побегами этих растений, больше всего их будет у растения 3, поскольку у него самый высокий уровень фотосинтеза. Все виды обработок (аэрозоль, озон, углекислый газ) вредны для растений, так как нарушают их процессы жизнедеятельности.

17. Общим для эвглены и хлореллы является наличие:
вегетативного размножение делением клетки пополам
ядра
целлюлозы в клеточной стенке
бесполого размножение зооспорами
хлорофилла

18. На уроке ботаники Ваня узнал, что метаморфозом называют видоизменения основных органов, связанные обычно со сменой выполняемых ими функций или условий. Чтобы лучше запомнить пройденный материал, он решил приготовить блюдо из овощей, у которых видоизменённым органом является побег. Выберите, что из перечисленного НЕ подойдёт Ване для приготовления обеда.

картофель
лук
морковь
свёкла
капуста кольраби

19. Для каких из перечисленных отрядов насекомых характерно полное превращение?
прямокрылые (Orthoptera)
двукрылые (Diptera)
жесткокрылые (Coleoptera)
полужесткокрылые (Hemiptera)
ручейники (Trichoptera)

20. Жизнь в пустыне требует от животных приспособлений к дефициту воды и высоким температурам. На фото тушканчик (Jaculus) — типичный обитатель песчаных районов. Какие из перечисленных признаков являются для него адаптациями к жизни в пустыне?

ночной образ жизни
обилие выступающих частей тела
удлинённые петли Генле
использование метаболической воды, образующейся при окислении жиров
светлая окраска шерсти

21. Выберите верные суждения. Клубеньки на корнях бобовых появляются в результате проникновения болезнетворного вируса внутрь растительного организма. Представители типа Губки, схематичное строение которых представлено на картинке, являются трёхслойными животными, то есть развиваются из трёх зародышевых листков. Грибы, входящие в лишайники как микобионт, не могут свободно существовать вне лишайника. Пятипалая конечность современных позвоночных является производной лепидотрихий плавника лучепёрых рыб. Показанный на фотографии цветок подмаренника приречного (Galium rivale) обладает одним столбиком пестика.

22. Водная среда обладает высокой плотностью и выталкивающей силой. Одна из ключевых задач для водных организмов — регулировать свою плавучесть. Разные группы живых существ выработали для этого различные стратегии и адаптации. Рассмотрите изображения организмов и соотнесите их с предложенными адаптациями. Каждому организму соответствует только одна адаптация.

22. На картинках изображены представители разных групп животных. Сопоставьте животное и характерный (-е) для него орган (-ы) дыхания. Каждому животному подберите один вариант, наиболее полно описывающий его способ дыхания.

Школьный этап по биологии

Стартовал школьный этап всероссийской олимпиады по биологии в Москве. В связи с техническим сбоем в Московской электронной школе (МЭШ) участники всех классов выполняют задания в резервной тестирующей системе. Для получения резервного кода им необходимо обратиться в свою школу. Администрациям образовательных учреждений резервные коды доступны по ссылке.

Обращаем внимание, что пройти олимпиаду можно только один раз. Выполнить задания можно за класс, равный классу обучения участника или более старший. При прохождении на муниципальный (для 7-11 классов) и следующие этапы (для 9-11 классов) сохраняется класс участия, выбранный на школьном этапе, изменить его будет нельзя. Напоминаем, что в случае нарушения порядка проведения олимпиады результат участника может быть аннулирован. Время проведения и длительность тура зависят от класса участия:

 время проведения турадлительность тураприступить к прохождению,
чтобы иметь полное время
5-6 классыдо 21:00 9 октября 2025 года60 минутне позднее 20:00 9 октября 2025 года
7-8 классыдо 21:00 7 октября 2025 года90 минутне позднее 19:30 7 октября 2025 года
9-11 классыдо 21:00 7 октября 2025 года120 минутне позднее 19:00 7 октября 2025 года

На туре разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Перед олимпиадой ознакомьтесь с памяткой участника. Согласно порядку проведения школьного этапа, проведение туров по графику и обеспечение условий и возможности участия обучающихся поручено руководителям образовательных организаций. До администраций школ доведены рекомендации по порядку проведения олимпиады в МЭШ и порядку действий в случае непредвиденных ситуаций. Участники могут уточнить, как они должны действовать в той или иной ситуации, в своем образовательном учреждении.

Интересно посмотреть: