Ответы и авторские решения на все задания для 10 класса олимпиада по биологии 7 октября 2025 школьный этап ВСОШ официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы всего в олимпиаде 40 заданий от Академии сова приступить к решению не позднее 19:30 7 октября 2025 года.
→ Получить все ответы и задания
Олимпиада по биологии 10 класс школьный этап 2025
1. В многоклеточных организмах клетки могут быть соединены посредством разнообразных межклеточных контактов (на схеме ниже приведены основные типы контактов, для каждого контакта указаны основные белки, участвующие в его формировании). На фотографии, полученной при помощи электронного микроскопа, запечатлён один из типов клеточных контактов животных. Основными белками, участвующими в формировании показанного клеточного контакта, являются:
коннексины
кадгерины
десмоколины
окклюдины
Ответ: коннексины
2. На рисунке изображена экспериментальная установка. Не пугайтесь, если вы не знаете значения некоторых терминов, представленных на нём. Для чего используется данная установка?
для определения ферментативной активности
для определения жизнеспособности клеток, из которых был получен белок
для определения концентрации белка в препарате
для установления трёхмерной структуры белка
Ответ: для установления трёхмерной структуры белка
3. Хлорелла – одноклеточная зелёная водоросль. Она размножается:
делением клетки пополам
бесполым путём − зооспорами
бесполым путём − неподвижными спорами
половым путём
Ответ: делением клетки пополам
4. В пустынных районах Северной Америки произрастает сизалевая агава, из листьев которой получают сизалевое волокно. Это волокно находит широкое применение у местного населения. Изображение поперечного среза сизалевого волокна под сканирующим электронным микроскопом показано на картинке. Рассмотрите изображение и выберите, из какой части листа производят сизаль.
эпидерма
ксилема
сосудисто-волокнистые пучки
склеренхима проводящих пучков
Ответ: склеренхима проводящих пучков
5. Митя решил поставить на подоконник горшок с комнатным растением. Особенности расположения комнаты таковы, что солнце освещало его исключительно с одной стороны. Спустя время Митя заметил, что верхушки комнатного растения изогнулись в сторону, откуда обычно их освещает солнце. Как называется движение растения, которое наблюдал Митя?
отрицательный фототропизм
положительный геотропизм
положительный фототропизм
отрицательный гелиотропизм
Ответ: положительный фототропизм
6. Какое из утверждений лучше всего описывает фотосинтез?
Это процесс, посредством которого растения потребляют кислород для производства энергии.
Это процесс, посредством которого растения потребляют питательные вещества из почвы для получения энергии.
Это процесс, посредством которого растения поглощают солнечный свет для обеспечения себя энергией.
Это процесс, посредством которого растения, используя солнечный свет, углекислый газ и воду, производят углеводы.
Ответ: Это процесс, посредством которого растения, используя солнечный свет, углекислый газ и воду, производят углеводы.
7. В ходе созревания сочных плодов у цветковых растений большое количество углеводов образуется в ходе фотосинтеза в мезофилле листьев генеративных побегов. Далее углеводы транспортируются по стеблю и накапливаются в клетках околоплодника.
Какой тип клеток не будет принимать участие в перемещении углеводов в этом процессе?
клетки-спутницы в листе
трахеиды в стебле
членики ситовидных трубок в плоде
клетки-спутницы в околоплоднике
Ответ: трахеиды в стебле
8. У моллюсков выделяют особый мантийный комплекс органов − это структуры, связанные с мантийной полостью. К нему относятся органы, непосредственно располагающиеся в мантийной полости, а также протоки различных систем, открывающиеся в неё. Рассмотрите общую схему строения моллюска и выберите структуру, относящуюся к мантийному комплексу органов.
ктенидии (жабры)
педальные мышцы
желудочек сердца
гонада
Ответ: ктенидии (жабры)
9. У кого из перечисленных организмов центральная нервная система имеет организацию нервной трубки?
картофельная нематода (Globodera rostochiensi).
обыкновенный кальмар (Loligo vulgaris)
ложноконская пиявка (Haemopis sanguisuga)
пурпурная асцидия (Halocynthia aurantium)
Ответ: обыкновенный кальмар
10. Перед вами микрофотография, сделанная с помощью сканирующего электронного микроскопа. На ней изображены специализированные структуры, характерные для многощетинковых червей (полихет). Эти структуры состоят из ββ-хитина и белков, формируются в фолликуле с помощью специализированной клетки, хетобласта, и выполняют ряд важных функций. Как называются изображённые на фотографии структуры и какова их основная функция?
параподии; основная функция – газообмен
щетинки; основная функция – локомоция (передвижение) и заякоривание в трубке
жабры; основная функция – дыхание
челюсти; основная функция – захват и измельчение пищи
Ответ: щетинки; основная функция – локомоция
11. Комбинированным суставом называют функциональное объединение нескольких анатомически отдельных суставов, которые работают вместе, обеспечивая согласованные движения, т.е. двигаться независимо друг от друга они не могут. Выберите сустав, который можно назвать комбинированным.
коленный сустав
височно-нижнечелюстной сустав
плечевой сустав
лучезапястный сустав
Ответ: височно-нижнечелюстной сустав
12. Какая из структур головного мозга отвечает за кратковременную память?
Ответ: 1
13. В организме человека есть большое количество сосудов. Многие из них способны вмещать разное количество крови, потому что могут изменять свой диаметр, но не все. Из приведённого списка выберите сосуд, который практически не способен изменять свой диаметр.
аорта
нижняя полая вена
лучевая артерия
вена теменной кости
Ответ: аорта
14. Геофагия (литофагия) − это явление поедания животными земли, глины или золы. Долгое время считалось, что основная причина этого поведения − стремление животных восполнить дефицит натрия в организме. Однако недавние исследования выявили другую возможную причину.
Учёные обнаружили, что в районах активной геофагии (кудурах) почвы, воды и растения имеют аномально высокие концентрации редкоземельных элементов (РЗЭ), таких как лантан, церий, европий. Эти элементы, попадая в организм в избытке, могут нарушать нервно-гуморальную регуляцию и минеральный обмен. Согласно «редкоземельной гипотезе», какова основная адаптивная роль геофагии у животных в кудурах?
использовать глину в качестве абразива для перетирания грубой растительной пищи в желудке
получить необходимые для строительства скелета минералы – кальций и фосфор
избавиться от излишков редкоземельных элементов в организме, сорбируя их в пищеварительном тракте
восполнить дефицит редкоземельных элементов, необходимых для синтеза гормонов
Ответ: избавиться от излишков редкоземельных элементов в организме, сорбируя их в пищеварительном тракте
15. На картинке изображён представитель планктонных динофитовых водорослей (Ceratium). У многих видов динофитовых тека (покровная структура) образует особые выросты − рога. Как вы думаете, какую функцию выполняют рога у этих организмов?
служат органами захвата пищи
поддерживают плавучесть
являются копулятивными придатками, необходимыми для полового размножения
увеличивают площадь фотосинтезирующей поверхности
Ответ: поддерживают плавучесть
16. В рамках физиологических процессов большинство клеток нашего организма постоянно подвергаются замещению на новые клетки такого же типа. Скорость этого процесса, однако, сильно зависит от клеточного типа. Выберите из перечисленных ниже вариантов клеточный тип с самым долгим временем замещения:
жировые клетки (адипоциты)
красные клетки крови (эритроциты)
эпителий лёгочных альвеол
ооциты
Ответ: ооциты
17. Ниже представлены микрофотографии клеток, окрашенных флуоресцентными красителями на молекулы ДНК (первый столбец) и тубулин (второй столбец). Верхний ряд фотографий показывает клетки дикого типа с нормальным ходом митоза, нижний ряд фотографий показывает клетки с мутацией и нарушением протекания митоза. Укажите, какая стадия митоза показана на фотографиях.
профаза
анафаза
метафаза
телофаза
Ответ: анафаза
18. Какая характеристика верно описывает отмеченный на рисунке органоид?
Этот органоид имеет вторичное эндосимбиотическое происхождение.
На мембранах этого органоида можно найти сукцинатдегидрогеназу.
В этом органоиде работают 80S рибосомы.
Одно из внутренних пространств этого органоида называется строма.
Ответ: Одно из внутренних пространств этого органоида называется строма
19. Клетка, указанная стрелкой, содержит:
множество ядер
мелкие неспецифические гранулы
крупные эозинофильные гранулы
крупные базофильные гранулы
20. Все полые органы человека имеют типичное строение: слизистая, подслизистая основа, мышечный слой и покровный слой (сероза или адвентиция). Перед вами препарат полого органа человека. Укажите цифру, которой обозначена подслизистая основа.
21. Рассмотрите графики зависимости скорости ферментативной реакции от концентрации субстрата и выберите верное утверждение.

Фермент имеет максимальную скорость, равную 60 у.е.
Скорость фермента обратно пропорциональна концентрации субстрата.
При концентрации субстрата, равной 50 мм, фермент работает со
скоростью, на 50% меньше максимальной.
Фермент способен одинаково хорошо перерабатывать субстрат S1 и 2.
22. Высокофруктозный кукурузный сироп — жидкий подсластитель, получаемый в результате химической и ферментативной обработок кукурузного крахмала. В его состав входит глюкоза и фруктоза, по содержанию которой выделяют разные категории этого подсластителя. Укажите, какой из перечисленных ниже этапов НЕ требуется для приготовления высокофруктозного кукурузного сиропа.
конденсация моносахаридов в дисахариды
изомеризация моносахаридов
гидролиз полисахарида до олигосахаридов
гидролиз олигосахаридов до моносахаридов
23. При исследовании нового фермента РНК-полимеразы было обнаружено, что он обладает необычным свойством — способностью синтезировать РНК в направлении 3 5 использованием обычных нуклеозидтрифосфатов. Какое из утверждений о таком ферменте будет наиболее вероятным?
Фермент будет двигаться по матричной цепи в направлении 3 5.
Фермент будет участвовать в полиаденилировании.
Фермент будет присоединять новые нуклеотиды к 3 — ОН группе растущей цепи.
Фермент будет нуждаться в праймере с 5-трифосфатной группой.
24. B эксперименте по изучению трансляции использовали искусственную мРНК с последовательностью 5′ — AUGAAAUGCAAGUGA — 3. При анализе результатов трансляции в бесклеточной системе был обнаружен ряд дипептидов. Какой из них НЕ мог образоваться в данных условиях?
Лизин-метионин
глутамин-валин
метионин-глутамин
метиоНИН-ЛИЗИН
25. Исследователи обнаружили, что определённая мутация в гене приводит к замене аденина на гуанин в триплете, кодирующем серин. Какой сигнал теперь кодирует этот триплет?
аргинин
старт-кодон
стоп-кодон
глицин
26. Протеиногенные аминокислоты характеризуются различной химической природой своих заместителей. Для какой аминокислоты возможно обратимое окисление с образованием сшивок между различными участками полипептида или двумя разными полипептидными целями?
цистеин
метионИН
лейцин
серин
27. Биологические мембраны непроницаемы для ионов и крупных молекул, для их перемещения нужны белки: каналы и транспортёры. Некоторые соединения могут транспортироваться пассивно, по градиенту концентрации или по градиенту заряда. Для перемещения через мембрану других соединений требуется затрата энергии АТФ (первичный активный транспорт) или затрата энергии сформированного заранее электрохимического градиента иона или соединения (вторичный активный транспорт). На рисунке приведены схемы транспорта некоторых ионов и молекул, обозначенные буквами А, Б, В, Г, Д. Укажите, какие из представленных процессов НЕ осуществляются первично или вторично активно.
28. В условиях дефицита соединений фосфора в почве в растениях отмечается накопление триацилглицеридов (ТАГ). При длительном голодании по почвенному фосфату содержание ТАГ в побеге растения может увеличиться в 20 раз, а в корне в 13 раз! На изображении показана структурная формула триацилглицерида, где на месте R1. R2 и В располагаются остатки жирных кислот. Выберите верное объяснение этому явлению. Увеличение содержания триацилглицеридов способствует сохранению свободного фосфата в клетке, так как неорганический фосфат запасается в липидных каплях. Из-за недостатка фосфора синтез фосфолипидов прекращается и постепенно они заменяются в мембранах клеток на триацилглицериды. В клетке происходит деградация фосфолипидов для высвобождения фосфата, продукты деградации накапливаются в виде триацилглицеридов. Накопленные триацилглицериды являются источником энергии для работы транспортёров фосфата в корневой системе, их накопление стимулирует поглощение фосфата из почвы.
29. При проведении ПЦР-анализа исследователи столкнулись с проблемой неспецифического связывания праймеров (связывание праймеров с неполностью комплементарными участками). Какой из следующих подходов будет наиболее эффективным для решения этой проблемы?
увеличение концентрации MgCl2
увеличение длины праймеров
снижение температуры отжига праймеров
увеличение времени элонгации
30. В клетках млекопитающих обнаружен белок, который связывается с определёнными последовательностями ДНК только при их метилировании. Этот белок наиболее вероятно участвует в:
регуляции работы генов
терминации трансляции
посттранскрипционных модификациях
репликации
31. На картинке изображены эксперименты по выявлению различных типов таксисов у бактериальных клеток. Выберите верные утверждения. Отрицательный фототаксис — это движение бактерий в направлении источника света, характерное для фотосинтезирующих цианобактерий, которые таким образом оптимизируют условия для фотосинтеза. Бактерии, лишённые жгутиков, не способны к каким-либо формам направленного движения и могут перемещаться в пространстве исключительно за счёт пассивного дрейфа или броуновского движения.
Специфическим примером отрицательного таксиса является движение патогенных бактерий Helicobacter pylori прочь от содержимого просвета желудка в направлении к более нейтральному рН слизистой оболочки. Отсутствие возможности проявления таксиса на питательные вещества можно строго доказать, если бактерия, помещённая в капилляр с созданным градиентом питательного вещества, продолжает двигаться хаотично, не смещаясь в область с большей или меньшей концентрацией этого вещества. Положительный хемотаксис — это целенаправленное движение бактериальной клетки в направлении повышения концентрации питательного вещества (например, глюкозы или аминокислоты), которое может обеспечиваться работой жгутикового аппарата и системой рецепции.
32. Сравните жизненный цикл зелёной водоросли хлореллы с жизненным циклом папоротника орляка и выберите верное (ые) утверждение (я), общее (ие) для обоих жизненных циклов.
зигота прорастает в диплоидный спорофит
женские и мужские гаметы подвижны
споры бесполого размножения без жгутиков
могут размножаться вегетативно
гаметофит и спорофит морфологически одинаковые
33. Из изображённых ниже растений спорами размножается
34. На картинке изображено художественное видение скелета летучей мыши (Chiroptera). Несмотря на приспособленность к полёту, строение летучей мыши сохраняет признаки, указывающие на принадлежность к классу Млекопитающих. Какие из перечисленных анатомических признаков указывают на то, что летучая мышь относится к млекопитающим?
35. Перед вами упрощённая схема жизненного цикла малярийного плазмодия (Споровики). Для этих облигатных паразитов характерен уникальный процесс шизогонии (от греч. schizo «расщеплять», «раскалывать»), при котором после многократного деления ядер цитоплазма материнской клетки одномоментно распадается на множество дочерних клеток. Жизненный цикл споровиков — гаплобионтный с зиготической редукцией. Проанализируйте схему и выберите верные утверждения. Во время спорогонии происходит уменьшение числа хромосом. Смысл митотической шизогонии (мерогонии) заключается в быстром увеличении числа паразитов в теле промежуточного хозяина. Болезнь шизофрения получила своёназвание в честь шизогонии, так как вызывается представителями типа Споровики. Зигота образуется путём слияния гамет в теле окончательного хозяина. Все стадии жизненного цикла споровиков, включая мерозоиты и гаметы, являются диплоидными, а редукция плоидности происходит только при образовании зиготы.
36. Ученики решили выяснить действие содержимого желудочного сока. Они взяли 4 пробирки, в каждую добавили белок куриного яйца и желудочный сок. Первая пробирка осталась при комнатной температуре, вторую пробирку ученики погрузили в холодную воду со льдом, третья пробирка была нагрета до 37°С, а в четвёртую добавили раствор NaOH. Выберите верные варианты описания результатов эксперимента.
38. Через какие структуры, обозначенные на рисунке цифрами, проходит зрительный нерв?
39. Какие из перечисленных ниже процессов в организме человека обязательно требуют фагоцитоза на клеточном уровне?
40. На рисунке ниже представлена структура, которая может быть обнаружена в животных клетках. Какие утверждения о данной структуре верны?
41. Ha рисунке приведён фрагмент структуры белка коллагена. Три полипептидные цепи, окрашенные разными цветами, переплетаются с образованием суперспирали под названием тропоколлаген. В каких из перечисленных ниже тканей и органов можно встретить белок коллаген?
42. На рисунке приведена структура фрагмента некоторой молекулы, полученная с помощью рентгеноструктурного анализа. Выберите верные утверждения.
43. На схеме ниже упрощённо показаны процессы синтеза и созревания транспортных РНК (ТРНК) в клетке. Выберите из перечисленных ниже событий те, которые можно наблюдать на схеме.
44. Какие из следующих утверждений верны для процесса альтернативного сплайсинга?
в эукариотических клетках происходит только в ядре
может играть роль в дифференциации клеток
всегда приводит к образованию нефункциональных белков
проходит с участием молекул ДНК
может приводить к образованию изоформ белков
45. Развитие корневого сопровождается волоска на клетке-трихобласте зоны всасывания корня изменением объёма и формы клетки, изменением расположения органоидов в цитоплазме, изменением состава белков-транспортёров на плазмалемме. Ha иллюстрации показаны две стадии развития корневого волоска трихобласта корня. Стадия А — начало роста корневого волоска. В эту фазу жизни трихобласт ещё не поглощает почвенный раствор. Стадия Б- зрелый корневой волосок, который только что закончил свой рост и приступил к поглощению веществ из почвы. Соотнесите приведённые ниже описания процессов жизнедеятельности трихобласта со стадиями его развития.
46. Тенелюбивые и светолюбивые растения отличаются не только морфологическими адаптациями, но и физиологическими приспособлениями к обитанию в местах, различающихся освещением, температурой и влажностью. Сопоставьте приведённые ниже характеристики листьев светолюбивых и тенелюбивых растений. Для помощи в решении задания предлагается иллюстрация поперечного среза двух родственных видов растений, относящихся к разным экологическим группам.
Школьный этап по биологии
Стартовал школьный этап всероссийской олимпиады по биологии в Москве. В связи с техническим сбоем в Московской электронной школе (МЭШ) участники всех классов выполняют задания в резервной тестирующей системе. Для получения резервного кода им необходимо обратиться в свою школу. Администрациям образовательных учреждений резервные коды доступны по ссылке.
Обращаем внимание, что пройти олимпиаду можно только один раз. Выполнить задания можно за класс, равный классу обучения участника или более старший. При прохождении на муниципальный (для 7-11 классов) и следующие этапы (для 9-11 классов) сохраняется класс участия, выбранный на школьном этапе, изменить его будет нельзя. Напоминаем, что в случае нарушения порядка проведения олимпиады результат участника может быть аннулирован. Время проведения и длительность тура зависят от класса участия:
| время проведения тура | длительность тура | приступить к прохождению, чтобы иметь полное время | |
| 5-6 классы | до 21:00 9 октября 2025 года | 60 минут | не позднее 20:00 9 октября 2025 года |
| 7-8 классы | до 21:00 7 октября 2025 года | 90 минут | не позднее 19:30 7 октября 2025 года |
| 9-11 классы | до 21:00 7 октября 2025 года | 120 минут | не позднее 19:00 7 октября 2025 года |
На туре разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Перед олимпиадой ознакомьтесь с памяткой участника. Согласно порядку проведения школьного этапа, проведение туров по графику и обеспечение условий и возможности участия обучающихся поручено руководителям образовательных организаций. До администраций школ доведены рекомендации по порядку проведения олимпиады в МЭШ и порядку действий в случае непредвиденных ситуаций. Участники могут уточнить, как они должны действовать в той или иной ситуации, в своем образовательном учреждении.
