турнир ломоносова 2025

28.09.2025 Турнир Ломоносова по физике 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания олимпиады

Все ответы и авторские решения на все задания для 7, 8, 9, 10, 11 класса 48 турнир Ломоносова по физике 28 сентября 2025 официальной всероссийской олимпиады школьников для всей России. Вам доступны задания всех классов, но в итоговый результат пойдут только баллы за задания своего и  старших классов от Академии сова.

→ Получить все ответы и задания

Турнир Ломоносова по физике ответы и задания 2025

1. Царь Гиерон выдал мастеру-ювелиру 2 кг золота, чтобы тот изготовил из него корону. Мастер решил украсть часть золота, заменив его более дешевым серебром и сделать корону из сплава золота с серебром. Такой сплав неизбежно будет иметь плотность меньшую, чем плотность чистого золота. Мастер знал, что хитроумный Архимед, состоявший на службе у царя, научился измерять плотности тел сложной формы. Знал он также, что инструменты Архимеда позволяли ему определить плотность лишь с погрешностью ± 5%. Сколько золота может присвоить мастер, не опасаясь быть уличенным в обмане? Плотность золота 19 300 кг/м3 , плотность серебра 10 500 кг/м3 .

Ответ: 220 грамм золота

2. Почему в солнечный день на земле почти не видно теней от электрических проводов, хотя тень от фонарного столба видна отчётливо?

Ответ: провода создают размытую тень из-за своей малой толщины и протяжённого характера солнечного света, в то время как фонарный столб, имея значительные размеры, формирует чёткую тень, блокируя прямые солнечные лучи. Это явление демонстрирует, как размер препятствия и характеристики источника света влияют на формирование тени.

3. Если открыть в ванной кран холодной воды и подставить под струю руку, можно обнаружить, что вода действительно очень холодная – пальцы через некоторое время замерзают так, что их начинает сводить от холода. Однако если измерить температуру этой воды термометром, окажется, что она практически такая же, как и у воздуха в комнате – около 20°С. Почему же тогда вода из-под крана ощущается нами как холодная, а воздух такой же температуры – как теплый, или немного прохладный?

Ответ: разница в ощущении температуры воды и воздуха при одинаковой температуре объясняется исключительно физическими свойствами этих сред и особенностями теплообмена с человеческим телом.

4. У Васи есть электросамокат, способный разгоняться до скорости 5 м/с. У Пети тоже есть электросамокат, но его максимальная скорость – 4 м/с. Казалось бы, если эти ребята устроят гонки на своих самокатах, то у Пети нет шансов – первым всегда придет к финишу Вася. Однако выяснилось, что это не так – Вася обгоняет Петю только на достаточно длинных дистанциях, а на коротких первым оказывается Петя! Почему бы такое могло быть? Задайте сами недостающие технические характеристики самокатов, при которых будет наблюдаться описанное явление, и найдите максимальную дистанцию, которую Петя может проехать быстрее Васи. Разгон электросамокатов на старте считайте равноускоренным.

Ответ: Преимущество Пети на коротких дистанциях объясняется более быстрым стартом и меньшим временем разгона до максимальной скорости его самоката. На длинных дистанциях преимущество Васи в максимальной скорости позволяет ему обогнать Петю, так как он успевает полностью реализовать потенциал своего самоката.

5. На рисунке показана W -образная трубка постоянного сечения S = 1 см2 , концы которой открыты в атмосферу. В правое колено трубки налита вода (плотность ρв = 1000 кг/м3 ), в левое – масло (ρм = 800 кг/м3 ). Между этими жидкостями находится воздушная пробка, при этом границы вода–воздух и масло–воздух в трубке находятся на одном уровне. Разность уровней воды в правом колене равна 10 см.

Найдите x – разность уровней воды и масла в правом и левом коленах трубки. В правое колено доливают воду объёмом ΔV = 5 см3 . Найдите, на сколько поднимется уровень масла в левом колене. Считайте, что объём воздуха в воздушной пробке не изменяется. Оцените погрешность, к которой приводит предположение о неизменности объёма воздуха в предыдущем пункте (в процентах). На самом деле объём воздуха при неизменной температуре обратно пропорционален его давлению: V 1/p. Покажите, что эта погрешность действительно мала. Длина воздушной пробки (если считать вдоль трубки) l = 10 см.

→ Посмотреть ответ

6. На рисунке показана вольтамперная характеристика (зависимость тока от напряжения) некоторого полупроводникового диода.

Этот диод подключают к источнику постоянного напряжения U0 = 1,2 В последовательно с резистором R0 = 400 Ом. Найдите силу тока в цепи. Внутренним сопротивлением источника можно пренебречь.

→ Посмотреть ответ

7. Упругий резиновый шарик бросили с поверхности земли под некоторым углом к горизонту. Оказалось, что он ударился об землю на расстоянии 5 м от точки броска. Найдите расстояние, на котором он окажется от этой точки к тому моменту, когда его отскоки от земли прекратятся. При каждом ударе шарика об землю в тепло переходит 5% его кинетической энергии вертикального движения. Горизонтальная скорость при ударах не меняется. Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

→ Посмотреть ответ

8. Жидкий азот – одна из широко использующихся криогенных жидкостей. Температура ее кипения при атмосферном давлении равна 77,4 К. Если жидкий азот налить в закрепленный над столом металлический стаканчик (он при этом интенсивно кипит), стенки этого стаканчика с внешней стороны тут же покрываются инеем – это замерзает конденсирующаяся на них из воздуха вода. Однако через несколько секунд (задолго до того, как азот испарится) стенки стаканчика темнеют, становятся блестящими и… мокрыми! А затем с него на стол начинает капать какая-то жидкость. Может ли это быть жидкий азот, конденсирующийся на стенках стаканчика из атмосферного воздуха? Ответ обоснуйте.

→ Посмотреть ответ

Приглашаем вас принять участие в ежегодном многопредметном соревновании для школьников, цель которого — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям. Олимпиада включает в себя соревнования по восьми предметам: астрономии, биологии, истории, лингвистике, литературе, математике, физике и химии.

Вы сможете познакомиться с заданиями по всем предметам и выбрать два-три наиболее интересных для вас, чтобы погрузиться в их решение. Задания ориентированы на учеников 5–11-х классов, но мы приглашаем попробовать свои силы и более юную аудиторию. Итоги олимпиады подводятся как для отдельных предметов, так и в межпредметном зачёте.

Смотрите на сайте олимпиады: