Разговоры о важном 6 октября 2025 года на тему что такое уважение? Ко Дню учителя все материалы для 8, 9 класса. Сценарий, презентация, видеоролик, плакат, интерактивное задание, рабочие листы и другие материалы для проведения классного часа 6 октября (в понедельник) проекта разговоры о важном цикл внеурочной деятельности.
- Сценарий проведения
- Методические рекомендации
- Презентация
- Скачать все материалы
- Интерактивный элемент
- Рабочий лист для классного часа
Занятие 6 что такое уважение? Ко Дню учителя Дата проведения: 6 октября. Цели занятия: формирование представлений о значении уважения в человеческих взаимоотношениях, о роли и значении профессии учителя для общества и каждого человека; формирование осознанного уважительного отношения к людям, результатам их труда, обществу, культуре и окружающей среде; повышение мотивации к ответственному поведению и самосовершенствованию. Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Уважение — это признание достоинств личности и основа гармоничного развития каждого общества. Осознание ценности труда является неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры человека. Путь во взрослую жизнь связан с ответственностью за свои поступки и с соблюдением принятых общественных норм, через которые мы проявляем свое отношение к окружающим. Учитель играет важную роль в формировании личности и жизненных ценностей ребенка наряду с семьей. Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа.
Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного и практического заданий. Комплект материалов: сценарий; методические рекомендации; видеоматериалы; интерактивное задание; практическое задание; дополнительные материалы; презентация.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеороликаанонса со Станиславом Соломатиным. Учитель: Каждый из вас, наверное, помнит, как в семье или в школе вас учили: обидел — извинись, используй вежливые формы обращения — «пожалуйста», «благодарю», «спасибо». А сколько народной мудрости скрывается в образных выражениях: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут», «Не дорог обед, дорог привет», «Отца с матерью почитать — горя не знать». Сегодня тема нашей беседы — такое важное понятие, как «уважение» (презентация к занятию, слайд 1). Вопросы для обсуждения: – Что такое уважение? – Почему уважение помогает поддерживать хорошие отношения с окружающими? – Почему каждый человек хочет, чтобы его уважали? Ответы обучающихся.
Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека: одноклассника, друга, учителя, членов семьи, окружающих нас людей. Это умение слушать и быть услышанным, признавать чужой труд и старания, способность сохранять личное достоинство и открытость. Уважение тесно связано с поступками, проявляется в свойствах и качествах человека. Учитель организует выполнение интерактивного задания «Гордость России». Учитель: На занятиях «Разговоры о важном» в прошлом учебном году мы говорили об известных личностях, получивших общественное признание и уважение: Федоре Ушакове, Леониде Рошале, великой княгине Елизавете Федоровне и Петре Чайковском (презентация к занятию, слайд 2). Вопросы для обсуждения: – Кого из всеми уважаемых исторических личностей и современников вы еще знаете? – Почему мы уважаем этих людей? – В чем проявляется наше уважение к ним? Ответы обучающихся.
Учитель: Примеры из биографий великих людей, их имена вдохновляют нас, показывают, как трудолюбие, стойкость и самопожертвование формируют национальную гордость и взаимное уважение в обществе. Давайте узнаем, что такое уважение, у Героя Труда Российской Федерации, учителя гимназии № 1 города Волоколамска Московской области Татьяны Ивановны Бабуровой и ее ученицы, учителя русского языка и литературы, заместителя директора киноколледжа № 40 «Московской международной киношколы» Марии Петровны Валюгиной.
Основной этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика интервью с федеральными спикерами. Учитель: В Древней Руси учитель, наставник, мастер воспринимался как человек, обладающий не только знаниями, но и духовным авторитетом. Его уважали, так как он помогал детям овладевать не только грамотой, трудовыми навыками, но и нравственными принципами. В современной России уважение к учителю остается одной из основных ценностей общества, а отношения в школе строятся на взаимном доверии1 . Вопросы для обсуждения: – Почему важно помнить о своих учителях и педагогах? – Как личный пример человека может вдохновить нас на выбор профессии2? – Кого мы можем называть учителями в своей жизни?
Ответы обучающихся. Учитель: Когда мы говорим о великих людях, то часто вспоминаем их наставников. Так, учителем Александра II был поэт Василий Жуковский, на творчество юного Александра Пушкина оказал влияние поэт и государственный деятель Гавриил Державин. Учителем знаменитого русского математика Николая Лобачевского был педагог Казанского императорского университета Григорий Карташевский (презентация к занятию, слайд 3). Вопросы для обсуждения: – Какова роль учителя в жизни каждого человека? – Как мы можем проявлять уважение к учителям? – Хранится ли у вас в семье память о первых учителях ваших родителей, старших членов семьи; педагогах, которые оказали влияние на их судьбы?
Поделитесь семейными историями. Ответы обучающихся. Учитель организует просмотр 2D-ролика. Учитель: Уважение проявляется во многих сферах нашей жизни, становится основой гармоничного взаимодействия с миром. Мы можем проявлять уважение к социальным нормам, соблюдая правила поведения в обществе; к природе — относясь бережно к ее ресурсам; к культуре — принимая разнообразие традиций и верований; к патриотическим символам — почитая историю и достижения своей страны; к опыту старших поколений — перенимая его. А также уважительно относиться к семье, ценить традиции и вклад близких в наше благополучие; к окружающим — слушая и поддерживая других. Через самоуважение — развивать уверенность в себе. Вопросы для обсуждения: – Почему важно уважать себя и других? – Как проявление уважения к родителям влияет на атмосферу в доме? – Почему изучение народных традиций помогает развить уважение к культуре? Ответы обучающихся.
Правила уважения закладываются с ранних лет в семье и влияют на всю нашу дальнейшую жизнь. Одно из таких ключевых правил: «Не перебивай, выслушай до конца». Этому правилу уважения нас призывают следовать чаще всего старшие члены семьи. Оно учит нас терпению и сопереживанию, переносится в школьный, университетский, а затем и в профессиональный коллектив. Уважение — это не только стратегия поведения и эффективного общения, но и традиционная ценность, которая была всегда свойственна российскому народу. С уважения к своим родным, друзьям и близким начинается наше уважение к родной стране, государству. Осознанное бережное и уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Вопросы для обсуждения: – Какие правила общения вы знаете и используете в различных ситуациях? – Почему нужно уважать труд других людей?
Представьте, что вы работаете над школьным проектом в команде. Один из одноклассников берет на себя ответственность за свои действия; внимательно выслушивает точку зрения других; не только выполняет свою задачу, но и старается помочь участникам проекта; корректирует выполнение своих действий, когда вносятся изменения или дополнения в проект. Другой трудится над проектом, не прислушиваясь к советам одноклассников, критикует их, выражает сомнения в результативности проекта. Вопрос для обсуждения: – Как поведение участников проекта повлияет на его результат? Ответы обучающихся. Учитель: Честность, искренность, внимание, дисциплинированность, взаимопомощь, вежливость, надежность, эмпатия помогают в жизни и общении с другими людьми (презентация к занятию, слайд 4). Эти качества вызывают уважение у других — и возвращаются к нам. Вопросы для обсуждения: – Какими качествами должен обладать человек, которого все уважают? – Какие качества других людей вызывают именно у вас восхищение и уважение? Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение практического задания «Активное слушание». Учитель организует работу в парах, предлагает продемонстрировать уважение через три простых инструмента: 1) уважение глазами (смотрим на говорящего, не отвлекаемся на телефон и др.); 2) уважение жестом (кивок головы в знак согласия и др.); 3) уважение вниманием (задаем уточняющие вопросы: «правильно ли я понял, что…?»). Работая в паре, один обучающийся рассказывает о своем увлечении (не более 2 минут), а второй слушает, но намеренно нарушает правила (отвлекается, перебивает, смотрит в телефон). Потом обучающиеся меняются. В завершение учитель организует обсуждение: – Какие чувства вы испытывали, когда вас не слушали? – Мешает ли телефон вашему общению? – Что было самым трудным в том, чтобы быть внимательным и проявить уважение к говорящему? – Когда в реальной жизни вам это умение действительно нужно? Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Правило «Уважай в других то, что ценишь в себе» подчеркивает взаимность в общении — от школьного класса до семейного круга, ценностное отношение не только к другим, но и к себе. В подтверждение этой мысли давайте обсудим фразу Ф. М. Достоевского: «Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя» (презентация к занятию, слайд 5). Вопросы для обсуждения: – За что мы можем уважать себя? – Почему нужно уважать каждого человека? – Как вы думаете, какие качества развиваются у человека, регулярно проявляющего уважение к другим? Ответы обучающихся. Учитель: Уважение к другим людям является важным аспектом нашей жизни. Оно помогает создавать благоприятную атмосферу в обществе, улучшает наши взаимоотношения и делает нас лучшими людьми. Вопросы для обсуждения: – Как изменились ваши представления об уважении и самоуважении? – Прежде чем выйти из кабинета, подумайте и, если хотите, поделитесь: какое одно маленькое, но конкретное проявление уважения вы сможете совершить сегодня по отношению к кому-либо (родителям, другу, учителю, даже самому себе)?
Проектная и внеурочная деятельность
Брейн-ринг «Идеи благодарности». Группы из 4–6 человек по очереди придумывают короткие ответы на ситуации/кейсы «вежливости» (например: «Как поблагодарить одноклассника/учителя за помощь?», «Учитель/одноклассник ошибся при объяснении материала — мои действия») с таймером на 1 минуту. Итог — сбор идей на доске, обсуждение, выбор приемлемых форм поведения. Проект «Уважаемые люди моего региона». Обучающиеся представляют презентацию об известных и уважаемых людях своего региона. Дискуссия «Большая перемена. Образ учителя в кино». Просмотр и обсуждение фильмов, посвященных учителям, школьной жизни.
