Ответы и авторские решения на все задания для 10 класса онлайн олимпиада по обществознанию 25 октября 2025 муниципальный этап ВСОШ официальной всероссийской олимпиады школьников Москвы всего в олимпиаде 11 заданий от Академии сова приступить к прохождению не позднее 10:00 25 октября 2025 года.
→ Получить все ответы и задания
Олимпиада по обществознанию 10 класс муниципальный этап 2025
1. Определите, верно или нет суждение. Цивилизационный подход к типологизации общества позволяет объяснить различия в менталитете, образе жизни. 2. Классовая структура общества в отличие от других стратификационных типологий подразумевает различный уровень политического доступа и несовпадающий набор социально-экономических прав и привилегий для представителей различных классов. 3. Проведение денежно-кредитной политики сторонники монетаризма рассматривают как основной инструмент регулирования экономики. 4. Политическое участие недоступно гражданам до достижения совершеннолетия. 5. В Российской Федерации право на личную и семейную тайну не подлежит ограничению даже в условиях введения чрезвычайного положения.
Ответ: 1, 3, 5 — верное (+), остальные неверные (-)
2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две группы. Обратите внимание на то, что среди изображений есть лишнее.

Ответ: 1 группа — АВГ 2 группа — БДЕ лишнее — Ж
3. Решите логическую задачу. На острове живут три племени: большеруки, длинноноги и многоумы. Большеруки всегда говорят правду, длинноноги всегда врут, а многоумы говорят то правду, то ложь. Оказавшись на острове, группа путешественников повстречала местных жителей. Последовал непродолжительный обмен репликами. «Среди нас есть длинноноги», — сказал первый житель острова. «Такие, как он [первый), то есть многоумы, не всегда говорят правду», прокомментировал второй. «А я из того племени, что всегда говорит правду», — невозмутимо продолжил третий. Какие высказывания о жителях острова соответствуют действительности?
Все трое могут принадлежать одному племени.
Не может быть такого, что среди троих нет ни одного длиннонога.
Все трое могут быть длинноногами.
Второй житель острова может быть как большеруком, так и длинноногом.
Путешественники точно догадались, кто из жителей острова какому
племени принадлежит.
Каждый из встреченных жителей острова при определённых условиях
может принадлежать любому племени.
Не может быть такого, что среди троих встреченных жителей двое
большеруков.
Ответ: все трое могут принадлежать одному племени, второй житель острова может быть как большеруком, так и длинноногом.
4. Решите правовую задачу. B статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены основные способы защиты гражданских прав. Общей целью каждого из них является конкретное действие, направленное на пресечение нарушения права и возможности его ненарушения в будущем. Установите соответствие между приведёнными ситуациями и способами защиты прав, указанными в ст.12 Гражданского кодекса РФ.

Решите экономическую задачу. В стране Ка-Као, экономика которой описывается уравнением количественной теории денег, в нынешнем году были зафиксированы следующие показатели: количество денег в обращении равно 400 ракушек, уровень цен вырос до 1 (в прошлом году он составлял 0,8), а номинальный ВВП составляет 3600 ракушек. Какова скорость обращения денег в нынешнем году? Чему равен реальный ВВП в стране (в ценах прошлого года)? Какой размер инфляции наблюдается в стране (в %)?
Изучите представленные материалы и выполните задания. Анализ полученных эмпирических данных позволяет нам интерпретировать социальную полезность профессионального спорта посредством трёх функций: обеспечение досуга, достижение высоких спортивных результатов, подготовка спортивного резерва. Каждая из них имеет как общесоциальное, так и субинституциональное значение. В отношении досуговой функции в первом случае речь идёт о том, что профессиональный спорт обеспечивает болельщикам легальный канал для выплеска социальной энергии. Во втором случае следует говорить об экономической основе профессионального спорта, так как его материальная база в значительной степени формируется через досуговые практики социума.
То же следует сказать применительно к достижению высоких спортивных результатов. Эта функция в общесоциальном ракурсе ориентирована на поддержку национального престижа, а в субинституциональном показывает наличие прямой зависимости между уровнем доходов спортивных профессионалов и их спортивными результатами. Подготовка спортивного резерва в общеинституциональном проявлении направлена на социализацию детей юношества, а в субинституциональном — на профессиональное самовоспроизводство. Отталкиваясь от сказанного, оценим общественную полезность субинститута профессиональный спорт в рамках обозначенной выше модели. Говоря о полезности с точки зрения реализации досуговой функции, надо понимать, что новой моделью должен быть доволен прежде всего болельщик.
Если он её не примет, то возникает вопрос: «Кто будет клиентом спортивного бизнеса?» Поэтому основная наша рефлексия по затронутой проблеме переносится именно на этого актора. Одна из главных проблем состоит в том, чтобы найти оптимальные границы Финансовой поддержки профессионального и массового спорта. 13 ноября 2019 г. ВЦИОМ совместно с Федеральным научным центром физической культуры и спорта провёл исследование с целью выяснить, насколько спортивные ценности глубоко проникли в сознании россиян. В целом выяснилось, что массовым спортом и физической культурой занимаются около 55% от всего населения (ВЦИОМ, 2019). А много ли болельщиков в профессиональном спорте относительно общего количества населения?
Такими статистическими измерениями никто не занимался. Но можно сделать некоторую иллюстрацию путём косвенного сопоставления на примере данных, полученных фондом «Общественное мнение» в ходе социологического опроса от 26 июля 2016 г. На вопрос «Чему государство должно больше уделять внимание: развитию профессионального или массового спорта» 58% респондентов выбрали массовый спорт, 13% — профессиональный и 28% затруднились ответить (фонд «Общественное мнение», 2016). Представленные цифры вовсе не означают, что общество готово отказаться от государственной поддержки профессионального спорта. Речь идёт только о приоритетах.
Одни считают, что в области opтe государству в первую очередь следует тратить средства на подготовку профессиональных спортсменов. Другие считают, что государству следует в первую очередь тратить средства на развитие массового спорта в стране. Какая точка зрения — первая или вторая — вам ближе? На основе приведённых рисунков и таблицы выберите верные утверждения.
9.1. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о том, что поиск «оптимальных границ финансовой поддержки профессионального и массового спорта» является серьёзной проблемой. B
9.2. Ознакомьтесь с примером, иллюстрирующим социальное явление, которое упоминается тексте. Укажите термин, обозначающий данное явление. «Именно А связывают воедино сферу повседневного опыта современного человека, ориентированного на интерактивное поведение. Среди видов А можно назвать культурный туризм, сетевое творчество, занятия спортом, историко-ролевые игры, участия в праздничных мероприятиях, посещение культурно значимых мест (театров, музеев и пр.) и т. д.».
9.3. На основании текста статьи приведите по два значения профессионального спорта для: а) общества в целом б) института спорта в частности.
9.4. На основе представленных данных проанализируйте факторы, влияющие на желание респондентов видеть их детей или внуков профессиональными спортсменами, выделите четыре тенденции и, на основе собственных знаний и социальной действительности, для каждой из выделенных тенденций приведите объяснение. Объяснения не должны дублировать друг друга.
9.5. Сумма ответов на рис. 3 равна 71%. Объясните, почему итоговая сумма не равна 100%.
Сформулируйте основную проблему, которую поднимает автор в приведённом отрывке.
10.1. Сформулируйте основную проблему, которую поднимает автор в приведённом отрывке.
10.2. Автор утверждает, что «в специальных отраслях социологии этот метод присутствует ещё более явно. Особенно часто он используется в изучении нравственности». Укажите метод, о котором идёт речь. Подтвердите ваш ответ двумя аргументами автора из текста.
10.3. Сформулируйте идею автора о том, как следует рассматривать социальные факты. Подтвердите ваш ответ двумя аргументами автора из текста.
10.4. В тексте приведён пример того, как разрушаются знания, построенные на анализе идей вместо «науки о реальностях». Приведите три примера, иллюстрирующие данный факт. Каждый пример должен быть сформулирован в виде развёрнутого предложения или нескольких предложений. Пример, приведённый в тексте, использовать нельзя.
10.5. О связи науки с какой (-ими) областью (-ями) духовной сферы рассуждает автор? Укажите эту(и) область (и) и на основе текста сформулируйте её (их) взаимосвязь C наукой.
11. Ознакомьтесь с ситуацией и выполните задания. Глава правительства страны Зеляндии обратился к Законодательному собранию страны с инициативой ввести налоговый вычет для граждан, которые добровольно сортируют мусор. В связи с данной инициативой в стране развернулась дискуссия о преимуществах и недостатках данной реформы.
11.1. Укажите две возможные причины принятия данного законопроекта.
11.2. Какие проблемы могут возникнуть при реализации данного законопроекта? Приведите две возможные проблемы. Для каждой из приведённых проблем укажите возможное решение.
11.3. Какие меры, кроме приведённых в задании, государство ещё может предпринять для развития сортировки мусора? Приведите три возможные меры.
11.4. В некоторых странах сортировка мусора является обязательной, а в случае невыполнения сортировки людям грозит штраф. Приведите по два аргумента «за» И «против» данной меры.
